Самые-самые: 5 интересных фактов о кабелях и проводах
На первый взгляд, кабельная продукция не тот объект, которым можно заинтересовать широкие массы. Но и в сфере производства кабелей и проводов бывают любопытные открытия. В статье — 5 интересных фактов о кабельных изделиях-«рекордсменах».
Самый толстый
Немецкий производитель кабельной продукции NTK Cables создал сверхтолстый кабель в мире, диаметр которого составляет 0,27 метра. Трехжильный морской кабель длиной более 24 км неспроста был сделан таким толстым: его главная задача — проводить ток напряжением выше 240 кВ.
Изделие было разработано и спроектировано по индивидуальному заказу для соединения электростанции, находящейся далеко в открытом море, и трансформаторного узла, расположенного на берегу. Иного пути для доставки электричества потребителям не было, как и не было возможности установить трансформаторную подстанцию рядом или на электростанции.
Самый длинный
Наиболее протяженной в мире стала подводная высоковольтная линия между голландским городом Эмсхавен и норвежской Федой, введенная в эксплуатацию в мае 2008 года. Длина провода, который назвали NorNed, превысила 580 км. Он был проложен для передачи электрической энергии мощностью 700 МВт для обеспечения электричеством свыше 200 млн потребителей.
Разработчик кабельной продукции — ABB Group (г. Карлскрона). Компания изготовила не только сам кабель, но и подстанции, которые преобразовывают получаемую энергию без потерь. Предприятие специализируется на производстве мощных длинных подводных кабельных изделий высокого напряжения.
Конструкция кабеля включает:
- многопроволочные токопроводящие жилы из меди (на неглубоких участках трассы используются одно- и двухжильная конструкции);
- изоляция из электропроводящей бумаги с пропиткой нестекающим вязким составом;
- проводящий слой из металлизированной и углеродной бумаги, наложенный поверх изоляции;
- герметичная оболочка из свинца и полиэтиленовая наружная оболочка, защищающие кабельную изоляцию от проникновения влаги и воды;
- слой стальной ленты и двойной слой проволочной брони из стали для повышения механической прочности провода — стальные проволоки размещены в противоположных направлениях и образуют контр-спираль, препятствующую возникновению крутящего момента;
- наружный покров из полипропиленовой нити с заливкой битумом — для защиты изделия от коррозии.
Чтобы минимизировать необходимость сращивания линии, кабель изготавливался 6 длинами: до 75 км для варианта с двумя жилами и до 154 км — с одной.
Самый легкий
Мировыми лидерами на рынке кабельной продукции по малому весу стали теплостойкие радиочастотные коаксиальные провода, предназначенные для использования в космических кораблях. Это марки РК50-3, 7-41 и РК-50-7-47 с весом, соответственно, 40,3 и 105 г/м. Такие легкие кабели были изготовлены специально для применения на станции «Мир». Помимо малого веса, они отличились еще и широчайшим диапазоном рабочих температур — от –200 до +200 °C.
Самый тонкий
Ученые SLAC National Accelerator Laboratory (США) создали самый тонкий провод в мире. Его ширина составляет 728 пикометров. Для изготовления продукции был использован каркас из диамандоидов — углеводородов с химической формулой С10Н16. Эти углеводороды имеют особую геометрию химических связей, которая придает им повышенную жесткость и устойчивость.
В диамандоидной трубке расположились атомы меди и серы — так и получился сверхтонкий провод. Слой меди в его конструкции отвечает за проведение тока, а углеводородные молекулы вокруг выполняют функцию изоляционного материала.
Самый прочный
«Неубиваемый» — именно такого эпитета заслуживает Lightning кабель для IPhone и iPad под названием Titan, разработанный Fuse Chicken. Фирменный шнур для iOS-устройств заключен в двойную промышленную стальную трубку, коннекторы сделаны из прочного и устойчивого к повреждениям пластика. Производитель получил сертификат, подтверждающий высокую износостойкость продукции, и предоставляет пожизненную гарантию на кабель. По заявлению разработчика, Титан никогда не перетрется, не перекрутится и не запутается, выдержит падение с высоты, наезд автомобилем и даже вес взрослого человека, который на нем повиснет.